Про Стокгольмский синдром
Стокгольмский синдром - бессознательное защитное состояние психики, которое характеризуется привязанностью жертвы к своему агрессору.
Предыстория
В 1973‑м террористы захватили банк в Стокгольме. Заложниками стали 4 служащих банка, которых обвесили взрывными устройствами и 6 дней держали в маленькой комнате. Жертвы не могли нормально ходить в туалет, не могли вставать, чтобы хоть немного размяться. За малейшее неповиновение они могли быть застрелены.
Но после их освобождения выяснилось странное: жертвы не держали зла на агрессоров, проявляли сочувствие и даже скинулись на адвоката для них. Одна из работниц, прикрывая террористов от полиции, кричала: «Не трогайте их, они не сделали нам ничего плохого!». Позже другая назвала одного из мучителей «очень добрым», так как он позволил ей двигаться, а не лежать на полу. Третий заявил: «Когда он (один из террористов) хорошо с нами обращался, мы считали его почти богом».
Психиатр Нильс Бейерут, консультировавший полицию во время переговоров с захватчиками, для объяснения парадоксального поведения жертв, придумал термин “норрмальмсторгский синдром” (банк располагался на площади Норрмальмсторг). Позже термин трансформировался в более легкий для произношения “стокгольмский синдром”.
Почему так получается?
Механизм возникновения тесно связан с инстинктом самосохранения:
-симпатия к агрессору снижает риск быть убитым. Если жертва демонстрирует послушание, понимание и даже улыбается, то есть вероятность, что агрессор сжалится и оставит в живых;
-повышается групповая выживаемость, так как подобное поведение служит связующим звеном между жертвой и агрессором. Если по воле случая вы в одной команде, выгоднее для всех - сотрудничать. Смирение заложнику выгодно еще и потому, что во время суматохи освобождения будет понятнее, кто есть кто.
Чаще всего стокгольмский синдром - это результат сильной психологической травмы, когда жизнь была под угрозой и жертве не было на кого положиться, кроме самого агрессора. Ведь это шанс на выживание, хоть и крохотный.
Стокгольмский синдром в повседневности
Распространенность синдрома огромная, ведь для его возникновения достаточно всего 3 условий:
- психологической травмы, которая связан с угрозой для жизни;
- близких отношений, в которых между сторонами есть серьезная разница в возможностях и силе;
- сложностей с избеганием этих отношений.
Он может проявится в отношениях между ребенком и жестоким родителем, в семье, в которой практикуется насилие, во взаимоотношениях между бессердечным начальником и подчиненным, в религиозных сектах.
Как распознать?
Это не признанное официально заболевание или психическое расстройство. Это скорее стратегия выживания. Но распознать “стокгольмский синдром” можно по следующим признакам:
- понимание насильника. «Это не он, это обстоятельства стали причиной»;
- позиция «Я виноват сам». «Если мое поведение будет правильным, то отношение ко мне изменится»;
- вера, что агрессор добрый. «Он хороший, просто легко раздражается»;
- жалость к мучителю. «Он такой, потому что…»;
- самоуничижение, безоговорочная покорность. «Без него я ничего не стою» и т.д.;
- нежелание расставаться с агрессором. «Он бывает ко мне добрым», «Он ценит меня»;
- нежелание сотрудничать с целью привлечения мучителя к ответственности. «Это наши отношения, не нужно в них лезть». «Он ко мне был добр, а я не хочу быть неблагодарным».
⠀